Аудиозапись интервью
– Эта книга будет… можно это назвать таким образом. «Путь к совершенству» или «Путь к бессмертию». То есть каким образом человек может стать бессмертным. Что ведет человека к бессмертию, что важно, что неважно, то есть, короче говоря, будет посвящена проблемам морали.
– Мы всегда можем сказать, что что-то лучше, может быть что-то хуже, может быть хуже или лучше и так далее. Но абсолютно хорошо… мы не можем сказать, что может быть абсолютно хорошо. Но в то же время, когда Бог создал человека, он создал его базу. Но он не хочет всё делать за нас. Вот вы, например, своего ребенка опекаете, но вы не опекаете его таким образом, чтобы за него делать всё. Вы же кормите его с ложечки до поры до времени, а потом хотите, чтобы он сам себя кормил с ложечки.
– И так далее. То есть Бог не хочет дать человеку сразу то, к чему он должен стремиться. Он дает человеку бейсик, а из этого основания он должен уже развиваться сам. То есть, например, Бог не дал человеку крылья, а почему не дал, он мог бы дать, конечно, крылья человеку, но он не дал человеку крылья. Почему? Потому что он хочет, чтобы человек сам для себя создал летательный аппарат.
– Ну это лучше, чем крылья, потому что если бы у меня были крылья, я бы не мог перелететь из Москвы в Нью-Йорк. Это лучше, чем крылья. Таким образом, он мне дает возможность изобрести крылья, причем лучше, чем те крылья, который он дал птицам. Таким образом, создавая человеческое общество, он создал его примитивным, и человечество само должно создать для себя совершенное общество. Человека он создал совершенным в смысле организма. А общество не столь совершенно, сколько совершенным является организм человека.
– Потому что Бог хочет, чтобы мы сделали организм общества совершенным. Человек должен это сделать сам. Он не хочет делать за нас все.
– Потому же, почему вы не хотите продолжать кормить вашего сына с ложечки с самого детства до самого конца жизни.
– Да, это целесообразно.
– Да, конечно. Дело в том, что существуют люди злой воли и люди доброй воли. И в процессе развития от примитивного к совершенству они по-разному могут реагировать на одно и то же явление. Важные вещи Бог скрыл от злого глаза. Каждое вещество или каждый предмет имеет форму и содержание. Например, возьмем голову человеческую. На голове имеются волосы. Волосы являются внешней зримой формой, которую можно видеть глазами.
– А кожа под волосами является содержанием, которое важнее, чем волосы, но которое невидимо простым глазом. Дальше. Если взять эту кожу относительно черепа. Кожа является менее совершенной формой, а череп является более совершенным содержанием. И кожа охраняет череп, а череп охраняет мозг, а мозг охраняет идею. А идея – самое глубокое и самое важное.
– Ее вообще нельзя увидеть. Но эту идею я развиваю не сам на голом месте, эту идею еще высказал Гегель.
– У него это звучит так: изучение духа есть самое конкретное и в то же время самое важное и самое трудное.
– Все, что находится внутри. Ну возьмем даже вот телевизор, человек делает телевизор. Тоже коробка менее важная, а внутри более важные детали. Всё так.
– Ну да. Ну а дерево, скажем, то же самое. Имеет внешнюю форму, она сохраняет от этого внутреннее содержание. Или возьмем яйцо?
– Чтобы более важные вещи сохранить от злого или случайного нарушения, уничтожения.
– Седьмая книга о том… ну, если грубо назвать, «Земной рай». Как построить земной рай. Смысл этой книги заключается в следующем. Я предлагаю модель человеческого общества аналогичную модели человеческого организма. Человеческий организм имеет множество клеток, каждая клетка выполняет свою функцию в зависимости от своих способностей. И ни одна клетка не наносит вред другой клетке в нормальных условиях. Левая рука не хочет взять нож в руки и прострелить правую руку. Правая рука не стреляет в левую руку. То есть все согласовано. Если каждый человек в обществе будет вести себя так, как ведет каждая клетка, то общество превратится в земной рай.
– Прежде всего, чтобы все люди были грамотные. Нельзя оставлять… Понимаешь, вот человек, допустим, какой-то ребенок или человек даже взрослый, ему говоришь, что прыгать с горы опасно, а он – молчи, какой там с горы опасно, я сам знаю, ребенок тебя вообще не слышит или у него мозги не работают на то, чтобы выслушать и что-то сделать правильно, он идет и бросается с горы. Или, например, скажем, какой-нибудь Гитлер, Сталин или Ленин. И крикнул клич Владимир Ильич убей капиталиста и фабрика твоя. И он начинает убивать, убивает, никакой фабрики он не получает, вместо этого страна идет к катастрофическому исчезновению. Прежде всего, надо убедить людей, что для них целесообразно, что для них нецелесообразно. Человек, совершающий преступление всегда думает, что это целесообразно. На самом деле нецелесообразно.
– Он считал, что так лучше для его народа, якобы.
– Да. В чем смысл существования человека. Не в физическом смысле слова, а вообще.
– Нет, человеком в этом случае я считаю его Я, его интеллект, его волю.
– Так это же в предыдущей книге я уже выразил «Земной рай».
– Да. И это идеальное общество является смыслом его существования в этой жизни.
– Не, он может переродиться.
– Если исключить из рассмотрения… только физическую жизнь… исключить из рассмотрения духовную жизнь, тогда нет смысла.
– Если исключить духовное начало – нет.
– Физическое развитие не существует, оно иллюзорно, это коллективный сон.
– Ну вот мы с вами видим сегодня табуретку. А через год этой табуретки не будет.
– Исчезнет. Превратится в огонь или еще во что-то.
– Какой смысл ее существования? Никакого смысла в этом нет. Был и нет. Вот я увидел вчера сон, во сне видел табуретку, этой табуретки нет. А другую табуретку я видел наяву, но эту табуретку тоже сожгли, ее тоже нет. Какая разница между этими двумя табуретками?
– Из этого следует, что никакой разницы между этими двумя табуретками нет, что и то, и другое был сон. Первая табуретка была моим индивидуальным сном, а вторая табуретка была общим коллективным сном, потому что эту вторую табуретку видел не только я, но мог быть и человек, который приблизился к нему.
– Вопросу смысла существования идеальной души человеческой, смысла существования человека.
– Смысл в любви и совершенстве.
– Первоначально нет.
– Потом приобретается, потому что в зависимости… допустим, в идеальном мире идеальные души, они все независимы и свободны друг от друга, и никто никого не любит, и никто никого не ненавидит. Поэтому Бог создал для них физический мир, где люди должны работать, зависеть друг от друга, убивать друг друга или любить друг друга, и в зависимости от этого они в ином мире приобретают ветеранов.
– Допустим, человек пришел в этот мир, полюбил другого человека, и эти два человека любили друг друга в этой жизни и умерли. Тогда уже, возвращаясь в иной мир, они продолжают любить друг друга, и они перестают был черствыми эгоистами.
– Значит, один убивает другого, и их души будут уничтожены.
– Ну кто из них прав, не будет уничтожен, кто из них неправ, будет уничтожен. Если убили друг друга. А если не убили…
– Если они будут друг друга ненавидеть, они приобретут отрицательную, негативную форму развития, то есть в противоположную сторону будет логарифмическая спираль крутиться. Но не будет в сторону развития крутиться.
– Негативное мы оставляем здесь, если только оно не преступно. Если совершаем преступление, которое требует наказания в ином мире, тогда нет. А если оно несущественно, оно не заслуживает наказания, тогда человек может пройти повторно это испытание, и из повторного испытания уже получить повторный выход.
– Да. Существует три формы развития: движение назад, движение вперед и топтание на месте.
– Это увядание, а не развитие.
– И есть топтание на месте. Шаг вперед – шаг назад, шаг вперед – шаг назад. По-кабардински это называется танец «къафэ». Так человек может выбрать себе любую из этих трех форм движения.
– В этой жизни.
– Или он может делать одни шаги назад.
– Затронуты вопросы отношения Бога к идеальному духу. Их взаимоотношения между Богом и человеком, как идет развитие, почему Бог сделал то-то и то-то, почему так.
– Можно. Задают очень часто вопрос, почему Бог создал человека по своему образу и подобию. Примитивный ответ на этот вопрос – почему ты родил ребенка. То есть Бог – абсолютная категория, а абсолютное совершенство не может быть абсолютным без любви. Любовь – необходимая категория абсолютного совершенства.
– В нашем земном мире любовь – относительная категория, а там – абсолютная категория, но любовь есть любовь. И поэтому он создал человека по образу и подобию своему.
– Да.
– Так и идеальная душа лучше, с каждым перевоплощением лучше и лучше, но не достигает единства. То есть в примере с ребенком. Если высшая степень научная академик, допустим, отец был простым инженером, сын стал кандидатом наук, внук стал доктором наук, правнук стал академиком.
– Идет прогресс. Но этот прогресс не является… как сказать… закрытым, идет прогресс, точно так же идеальная душа тоже развивается, но она не может перепрыгнуть определенную величину. Если правнук… внук правнука не может стать выше академика, потому что нет выше академика должности. Точно так же человеческий дух не может стать выше абсолютного совершенства Бога. То есть он имеет предел. Совершенство Бога является пределом, к этому пределу он и стремится. А человек стремится к пределу академика в нашем примере. То есть развитие ребенка имеет свои пределы, развитие человека имеет свои пределы, но этот предел имеет предел во времени, а абсолютное совершенство существует вне времени.
– Путь к бессмертию.
– Эта книга будет результатом всех остальных книг. То есть все восемь книг, они написаны с применением научной терминологии, и очень часто люди не могут это переварить. Одни люди не знают тригонометрию, другие не знают геометрию, третьи не знают алгебру, четвертые не знают теорию относительности, физику и так далее. Поэтому возникает необходимость, чтобы не только грамотные люди понимали меня. Возникает необходимость, чтобы все люди понимали меня. И последняя книга будет обобщение всех предыдущих книг именно на простом языке в элементарной форме, понятной каждому, независимо от того, даже если он не знает алгебру или тригонометрию.
– «Научная библия».
– Да. Но она не будет приводить никаких научных данных, она будет только ссылки делать. Скажем, в третьей книге я доказал существование души человеческой, а здесь она не будет доказываться, здесь будет просто рассказываться, что к чему.
– Абсолютного Бога.
– Все эти книги решают одну проблему. И называется эта проблема примерно так: научные проблемы морали, счастья и бессмертия человека.
– Он должен знать физику.
– Хотя бы на уровне средней школы.
– Математику, алгебру, геометрию, тригонометрию.
– Тоже средней школы.
– Астрономию, биологию.
– Да. Человек, окончивший среднюю школу, может понять мои книги. Но не всё в моих книгах может понять человек, окончивший среднюю школу. Есть специальные разделы, например, математические доказательства, там надо знать теорию дифференциальных уравнений, как они решаются.
– Это повторные доказательства. То есть, скажем, оно было доказано обычными методами, понятными для средней школы. А вот уже когда, допустим, будут математические доказательства, они только для высших кругов.
– Не на одной логике, у меня есть научные доказательства и математические доказательства. Научные доказательства по физике, по геометрии или по тригонометрии, это он может понять. Но тоже научные доказательства, а не просто логика. А уже математические доказательства он не поймет, конечно, если он не знает дифференциальных уравнений. Даже не каждый человек, который знает дифференциальные уравнения, может это понять.
– На мой взгляд, самым интересным фактом является основной закон природы, который понятен любому, кто знает физику. Основной закон природы, что ничто не существует без своей противоположности. Следовательно, никакая физическая категория не может существовать без своей противоположности. Материальный мир не может существовать без идеального мира. Точно так же мы можем сказать, что биологическое тело человека не может существовать без своей идеальной противоположности – души. И то же самое мы можем сказать, что относительный мир – материальный и идеальный – не может существовать без своей абсолютной противоположности – абсолютного Бога. Таким образом, все основные категории – абсолютный Бог, относительный мир, идеальная душа, физическое тело – являются научно доказуемыми и доказанными.
– Второй опять-таки. Закон целесообразности.
– Согласно закону целесообразности, все в мире целесообразно. А если целесообразно, значит (…) высоким интеллектом, значит, должен быть Бог. И кроме того, согласно закону целесообразности, если бы идеальной души не было, не было бы никакого смысла в существовании физического тела.
– Нет, это к нам не относится, во-первых. Во-вторых, червяк, которого съела курица, целесообразен не только для курицы, он целесообразен для самого червяка, потому что червяк проживает… какой-то уровень жизни проходит. Я уж не говорю, существует ли у него душа или не существует.
– Это такой вопрос… если у него есть ум, значит, существует душа. Если ума нет, значит, нет.
– Ну у червяка не знаю, но те случаи, когда Сталин говорил, что никакого ума нету у собаки или еще у кого-то, у кошки, то он был не прав, конечно. Оказалось, что ум есть, и душа есть и у собаки, и у кошки есть.
– Да.
– Ну понимаете, не то, что я исключаю. Абсолютный Бог, он справедливый, он не может создать нас так, чтобы мы остались… ну как сказать, в обиде, что ли. Если он нас создает как роботов, он к нам был бы не справедлив. А абсолютное совершенство означает, что он должен быть справедливым.
– Ну это нам кажущаяся несправедливость, нам кажется. Если мы детально изучим этот вопрос, то мы убедимся, что справедливость всегда существует. Нету такого человека, который ударил бы по спине силой сто килограмм и не получил бы такого ответа. Нету в мире такого удара.
– Закон равновесия.
– Ну вот если вы, допустим, бьете кулаком по стене силой сто килограмм, стена немедленно отвечает вам таким же ударом. Значит это в переводе на человеческий означает, что всякое действие имеет свое противодействие, и всякое преступление должно быть наказуемо.
– Это первый этап. А потом оно наказывается. Вот, допустим, человек украл 100 тысяч денег, не сразу его поймали, он там какое-то время прожил, потом его поймали, то есть, он получил наказание рано или поздно.
– Да.
– Чисто логически существование Бога – это первый метод, который я сказал, — основной закон природы. А третье доказательство я бы сказал, наоборот, что это самое такое убедительное для простого человека – человек должен хронометрировать свои действия. Он если будет внимательно наблюдать за своей жизнью, за своими снами хотя бы, он придет к этому же выводу. Например, я пришел к этому выводу только потому, что я наблюдаю свою жизнь. Так, иногда мне кажется, что то, что я делаю, что это нецелесообразно. Я, например, изучал в институте паровые котлы. И я потом задавал себе вопрос через тридцать лет, зачем я изучал паровые котлы? Для чего это мне нужно? Я просто потерял время зря. Оказывается, нет, оказывается, паровые котлы нужны мне для развития моей философии, что в обществе должен быть предохранительный клапан. То есть если вы будете внимательно следить за своей жизнью, за своими событиями, то вы увидите. Иногда, если вы будете объективны, вам придет во сне человек, и вам что-то скажет, и то, что он сказал, сбудется, и это неслучайно. И то что, например, возникают сомнения в том, что мозг человека является приёмником. А имеется очень много фактов таких, которые доказывают, что он является приёмником действительно. Как? Вот допустим, сына убивают на войне, а мать это узнаёт тут же.
– Да. Если эти сны сбываются.
– Пожалуйста.