«Услужливый дурак опаснее врага»
И. А. Крылов
Чтобы решить проблему подлинного счастья и бессмертия, человек прежде всего должен знать истину о сущности своего собственного бытия и о его взаимосвязи с внешним миром. Но тогда возникает вполне естественный вопрос: может ли отдельный человек стать счастливым и долголетним, если все остальные люди вокруг него остаются невеждами и несчастными?
Счастье – заветная цель каждого человека. Причем, процесс стремления к этой цели является динамическим, а не статическим. Это значит, что путь к счастью является непрерывно, дискретно или гармонически прогрессирующим процессом, а не застывшим и окостенелым. Стартовой площадкой, от которой человек отталкивается в своем стремлении к счастью, является здоровье. Если здоровье сильно подорвано, то не может быть никакой речи о начале пути к счастливой жизни в Материальном Мире.
Кроме того, у любого здорового человека безусловно возникает животная потребность к сытости. Но человек не животное! Он выше сытости! Поэтому первым признаком, отличающим человека от животного мира, является потребность к гуманитарной (человеческой) любви.
Любящий человек открывает очи свои на белый свет и видит, как прекрасно все то, что лежит на “поверхности”. Например, он стоит на берегу океана и наслаждается полетом чаек потому, что он любит чаек. Он приносит хлеб и кормит их. Далее, он видит океан, его бушующие волны, влюбляется в них и наслаждается ими. Где-то вдали кто-то плывет на “одиноком” парусе, что придает общей панораме особую прелесть. Человек, наблюдающий за всем этим, получает еще большее наслаждение, ибо он любит этого “кто-то”. Каждый штрих общей панорамы придает наслаждению человека все более и более новые тончайшие оттенки потому, что он любит все эти штрихи. Таким образом, визуальное зрение и любовь к тому, что он видит непосредственно своими глазами, делает человека в какой-то степени счастливым. Слепым и черствым людям эта форма счастья недоступна.
Далее, человек испытывает секс не как чисто физическое удовольствие. У него на почве секса возникает духовная потребность к красивой и взаимной супружеской любви. Человек чахнет без любви так же, как цветы вянут без солнца.
Однако здоровье, сытость, секс и зрение являются не единственными, что может доставить человеку удовольствие. Возникает вопрос: нельзя ли увидеть то, что скрыто от простого глаза и лежит в глубине бытия? К счастью, Бог наградил человека умом, при помощи которого мы можем проникнуть вглубь бытия и увидеть то, что невозможно увидеть непосредственно глазами.
И если неосознанное удовольствие, доставляемое материальными ценностями, представляет собой, по выражению Буффле, всего на всего “счастье глупцов”, то проникновение умом в глубины бытия представляет собой счастье, доставляющее “удовольствие мудрецам”. В самом деле, изучая науки и проникая все глубже и глубже в суть бытия, человек обнаруживает такие прелести, с которыми не сравняются никакие бриллианты. Любовь к этим “незримым” прелестям и наслаждение, получаемое от них, стоят на порядок выше, чем любовь к “зримым” объектам, лежащим на “поверхности”.
Тогда я задаю вопрос: не есть ли счастье то удовольствие, которое испытывает человек, познавая суть бытия на высоких ступенях своего развития? В то же время, возможно ли счастье такого человека, если его окружают невежественные люди, которые стремятся властвовать над единственным “инакомыслящим” человеком, живущим среди них? Ведь не зря говорится в русской пословице: “С волками жить – по волчьи выть”.
Отдельный человек, даже познавший такого рода истину глубоко, не может существенно увеличить продолжительность своей жизни и стать счастливым, если он живет в окружении невежд, плюющих ему в душу и сокращающих ему жизнь.
Представьте себе, что вы богатый и здоровый человек. Если вокруг вас все люди больные и нищие, то можете ли вы оставаться счастливым и долголетним? Конечно, нет!
Представьте себе, что для сумасшедших построили роскошный дворец со всеми удобствами и отличным питанием. Если недобрые силы поместят вас в такой “роскошный” дворец, то можете ли вы стать счастливым и долголетним? Конечно, нет!
Если нормальный человек живет в сумасшедшем доме, то нормальный человек несчастнее, чем сумасшедшие, которые не понимают своего несчастного состояния. Нормальному человеку лучше жить в шалаше среди нормальных, чем жить во дворце среди сумасшедших.
Здесь уместно вспомнить басню И. А. Крылова “Пустынник и Медведь”. Жили-были два друга: Мужик и Медведь. Однажды отправились они гулять по лесу. Мужик устал, прилег на траву и уснул. Медведь остался охранять сон горячо любимого друга. Прилетела муха и села Мужику на нос. Медведь отогнал ее. Муха села на щеку. Медведь снова отогнал ее. Муха села на лоб. Тут Медведь разозлился на муху, взял в лапы увесистый камень и изо всех сил ударил друга камнем в лоб. Муха улетела. А череп Мужика в лепешку раздавился, да так, “Что Мишин друг лежать надолго там остался”. Мораль сей басни такова: “Услужливый дурак опаснее врага”.
Такова судьба человека, даже сколь угодно мудрого, если его любит услужливый дурак. Представьте себе положение мудреца, которого любит не один, а множество таких услужливых дураков. Если мудрец живет среди глупцов, то рано или поздно глупцы все равно его утопят, каким бы мудрым он ни был.
Если же сколь угодно мудрому человеку приходится жить в окружении невежд, ненавидящих его, то положение такого человека становится в высшей степени трагичным. Не только о счастливом долголетии, даже о счастливых минутах не может быть и речи.
Если невежда живет среди невежд, то жизнь становится невыносимой и кошмарной. Если же мудрец живет среди невежд, то жизнь становится не только кошмарной, но и трагичной. В качестве примера рекомендуем вам прочесть книгу Леона
Фейхтвангера “Мудрость чудака” о трагичной гибели знаменитого французского философа Жан Жака Руссо.
Место есть надежде на светлое будущее только лишь в том случае, если умный человек живет среди людей, жаждущих познать истину о сути своего бытия. Если же умный человек живет среди умных людей, то жизнь становится чрезвычайно легкой и удивительно прекрасной. Это и является первым и необходимым условием человеческого счастья и долголетия в физическом мире.
Улыбка встречного согревает душу вашу, пасмурное лицо встречного бросает в озноб тело ваше. Даже одежда прохожего поднимает или опускает ваше настроение. Так как же вы можете быть счастливым, если вокруг вас все несчастны?! Разве не является иллюзорным счастье миллионера в Индии или в России среди нищих соотечественников?! Счастье другого – это частица вашего счастья.
Мозг, сердце или какой-либо другой отдельно рассматриваемый нами орган человека не может функционировать нормально на протяжении длительного времени, если все другие его органы являются больными и обречены на скорую физическую смерть. Совершенно аналогично, в физическом мире ни один мудрый человек не может стать счастливым и долголетним, если все остальные люди вокруг него остаются несчастными невеждами и обречены на скорую физическую смерть. Если весь биологический организм должен быть здоровым, то совершенно аналогично все человеческое общество должно быть счастливым.
Счастье возможно лишь тогда, когда стремление человека к совершенству находится в состоянии устойчивого равновесия с объективной действительностью, с окружающей средой, с обществом. Как лучинка огня не может греть в ледяных глыбах, так счастье одного человека невозможно в окружении всеобщей трагедии. Разве могли стать счастливыми те солдаты, которые стреляли в невинных детей по приказу командира только для того, чтобы спасти от смерти себя?! Сколько честных людей предпочли умереть, чтобы не убивать других!? Сколько гуманных людей были съедены людоедами только за то, что они не хотели есть другого человека?! Сколько ученых было уничтожено лжецами только за то, что они посмели сказать правду и открыть людям истину?! Ту самую истину, без которой невозможны ни развитие, ни прогресс, ни совершенство.
Как бы глубоко мудрец ни изучил истину о сущности бытия, индивидуальное счастье и личное долголетие его не представляются возможными, если его окружают невежественные или несчастные люди. Личное счастье человека и его долголетие возможны только лишь в том случае, если существует гармония между ним и окружающей его средой. Индивидуальное счастье – невозможная категория.
Отрывок из книги Познание истины